В основе программы нравственно-духовного образования «Самопознание» заложена идея о необходимости интеграции общечеловеческих ценностей в учебные предметы системы образования нашей страны. Обучение ценностям, воспитание оценочного отношения к действительности является главной целью современного образования.
Ключевую роль в становлении нравственных основ личности, ее духовного совершенствования и самореализации играет учебный предмет «Самопознание».
Преподавание данного предмета относится к инновационной деятельности; оно требует создания специальных условий, в частности организационно-педагогических.
На уроках самопознания мы учимся, петь, рассуждать, обмениваться мнениями, высказывать свою точку зрения, слушать, уважать мнение других, говорить правду, наблюдать и видеть хорошее.
Творческая деятельность учащихся является главной составляющей уроков «Самопознания». На своих уроках я использую новые подходы в преподавании и обучении, обучение критическому мышлению, формативное оценивание, ИКТ. На уроках применяю групповые, индивидуальные, парные, фронтально-коллективные формы работы, что способствует обучению самоконтроля учащихся, взаимоконтроля и взаимооценивания, саморегуляции, умению рефлектировать результаты своей работы.
Урок «Самопознания очень нравится детям. Здесь они полностью расслаблены, здесь не ставят оценок, дети учатся говорить о себе, о своих чувствах, мыслях и поступках, принимать людей такими, какие они есть, учатся «видеть» душу человека.
Я веду уроки «Самопознания» первый год, но меня уже радуют перемены в детях, которые становятся абсолютно другими людьми, которые смотрят на мир другими глазами. Дети превращаются из замкнутых в общительных, учатся вести себя в обществе, самостоятельно находят решения в жизненных ситуациях.
Я считаю, что уроки самопознания - это дверца, которая открывает детские души, направляет в нужное русло. Эти уроки учат маленьких школьников нравственности, доброте, взаимопониманию, а самое главное -рассудительности.
Общечеловеческие ценности не являются врожденными – они приобретаются в процессе воспитания. Без них, особенно в условиях глобализации современного общества, любому человеку легко потерять свою индивидуальность, духовность и мораль. И главная роль учителя «Самопознания»- не допустить этого.