«Нам предстоит большая работа
по улучшению качества всех звеньев
национального образования.
В среднем образовании надо подтягивать
обще -образовательные школы к уровню преподавания
в Назарбаев Интеллектуальных школах.
Выпускники школы должны знать казахский,
русский и английский языки.
Результатом обучения школьников должно
стать овладениями навыками
критического мышления, самостоятельного
поиска и глубокого анализа информации»
Из послания Президента РК
Н.А. Назарбаева к народу Казахстана
Термин «критериальное оценивание» впервые использован Робертом Юджином Глейзером (1963) и характеризует процесс, способствующий определению соответствия между достигнутым и планируемым уровнями учебных достижений обучающихся. Критериальный подход исключает сравнение и зависимость от достижений других
обучающихся, а также направлен на информирование об уровне компетентности каждого обучающегося.
Критериальное оценивание реализуется согласно следующим принципам:
В задании по оцениванию прослеживается связь с целями программы и ожидаемыми результатами:
Взаимосвязь обучения и оценивания. Оценивание является неотъемлемой частью обучения и непосредственно связано с целями учебной программы и ожидаемыми результатами.
Задание соответствует цели обучения:
Объективность, достоверность и валидность. Оценивание предоставляет точную и надежную информацию. Существует уверенность в том, что используемые критерии и инструменты оценивают достижение целей обучения и ожидаемых результатов.
Ребенок понимает цель обучения:
Ясность и доступность. Оценивание предоставляет понятную и прозрачную информацию, повышает вовлеченность и ответственность всех участников образовательного процесса.
Учитель регулярно отслеживает прогресс обучающихся.:
Непрерывность. Оценивание является непрерывным процессом,
позволяющим своевременно и систематически отслеживать прогресс учебных достижений обучающихся.
Оценивание способствуют определению дальнейшей траектории обучения:
Направленность на развитие. Результаты оценивания инициируют и определяют направление развития системы образования, школы, учителей и обучающихся.
Виды критериального оценивания: формативное и суммативное оценивание.
Формативное оценивание – это вид оценивания, который проводится непрерывно, обеспечивает обратную связь
между учеником и учителем и позволяет своевременно корректировать учебный процесс без выставления баллов и оценок.
Суммативное (итоговое) оценивание – это оценивание учебных достижений по завершении изучения определённого материала. Оно предназначено для определения уровня сформированности знаний, умений,
навыков, компетентностей при завершении изучения темы, раздела к определенному периоду времени. Суммативное оценивание проводится по результатам выполнения различных видов проверочных работ (теста, контрольной, лабораторной, исследовательской работ, сочинения, эссе, проекта, устной презентации и т.п.). Отметки, выставленные за проверочные работы, являются основой для определения итоговой оценки.
Практическая значимость критериального оценивания
ØУчащемуся известен четкий алгоритм выведения оценки, по которому он сам может определить уровень своей работы и информировать родителей
ØРабота учащегося сравнивается с образцом (эталоном) правильно выполненной работы, который известен учащимся заранее
ØОценивается только работа учащегося
ØОценивают у учащихся только то, чему учили, так как критерий оценивания представляет конкретное выражение учебных целей
Критериальное оценивание позволяет учителям
ØУлучшить качество преподавания
ØИметь оперативную информацию для анализа и планирования своей деятельности
ØРазработать критерии, способствующие получению качественных результатов обучения
ØВыстраивать индивидуальную траекторию обучения каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей
ØВносить предложения по совершенствованию содержания учебной программы
ØИспользовать разнообразные подходы и инструменты оценивания
Критериальное оценивание позволяет учащимся
ØУчаствовать в рефлексии, оценивая себя и своих сверстников
ØИспользовать многообразие стилей обучения, типов мыслительной деятельности и способностей для выражения своего понимания
ØЗнать и понимать критерии оценивания для прогнозирования результата, осознавать критерии успеха
ØИспользовать знания для решения реальных задач, выражать разные точки зрения, критически мыслить
Критериальное оценивание позволяет родителям
ØОбеспечивать ребенку поддержку в процессе обучения
ØПолучать доказательства уровня обученности ребенка
ØОтслеживать прогресс в обучении ребенка
При критериальном оценивании развивается познавательный интерес ребенка, желание учиться, трудиться и быть успешным
Формативное оценивание является неотъемлемой частью учебного процесса в 1 классе и проводится регулярно.
Чтобы обеспечить эффективную обратную связь с родителями (т.к родители привыкли к традиционному оцениванию- оценки). Мною была в начале учебного года разработана символика формативного оценивания. данное ФО направлено на то, чтобы родители смогли увидеть достижения и недочеты своего ребенка при выполнении заданий в тетрадях и формативных заданий на карточке.
При устном оценивании часто использую похвалу : « Молодец ! Ты постарался! Нужно стараться и дальше!» , «Умница! Если будешь стараться и дальше, то у тебя все будет получаться!» или слова подбадривания: « Не расстраивайся! Если ты постараешься, у тебя все получится !» . Такие слова способствуют повышению самооценки учащихся, особенно у тех, у кого она занижена.
На уроках провожу такие формы оценивания, как самооценивание и взаимооценивание индивидуально, в парах, группах.
Применяются такие приемы формативного оценивания
Звездочки |
Три звездочки - я молодец, был активным на уроке, у меня все получилось, я все понял. Две звездочки – я могу работать лучше. У меня не все получалось на уроке. Одна звездочка – мне было трудно на уроке. Мне нужна помощь.
|
Смайлики |
Данный прием используется мной как самооценивание и взаимооценивания при работе в тетрадях. |
Три хлопк |
Три хлопка - я молодец, выполнил задание без ошибок. Два хлопка- я могу работать получше. Есть 1-2 ошибки. Один хлопок- мне было сложно. 5 и более ошибок |
Большой палец |
Учащиеся показывают лайк(большой палец вверх), если все правильно выполнено. лайк(большой палец в бок)- выполнено , но имееютмя 1-2 ошибка. лайк (большой палец вниз)- выполнено неправильно
|
Такие приемы оценивания интересны учащимся, но дети часто не могут правильно себя оценивать или же они сами не знают правильно ли выполнено ими задание, они смотрят на соседа, их оценка может зависеть от настроения на данный момент.
Чтобы они могли сами объективно оценить себя и одноклассника, на уроке я использую эталон, который позволяет ученикам правильно, объективно оценить, найти свои ошибки. Так например при выполнении
звукового анализа слова, ребята работают самостоятельно, а к доске вызываются 1-2 учащихся, которые под моим руководством выполняют анализ слова. Затем учащиеся, опираясь на правильно выполненную работу при помощи приемов "Три хлопка", "Большой палец" оценивают себя или одноклассника.
При письменном формативном оценивании использую карточки из сборников ФО по предметам. Так как формативные задания даются в одном варианте, не всегла получается качественно оценить, как учащиеся усвоили данную тему. Некоторые дети умудряются списать друг у друга.
Трудности при проведении ФО состоят в том, что часто задания рассчитаны на осознанно читающих детей, а таких детей в классе 50% из 100% .
Постепенно планируется научить детей самостоятельно составлять критерии, оценивать используя листы самооценки и взаимооценки.